ОТДАЙ МОЁ СЕРДЦЕ !

В середине ноября в ГЦИИ открылась выставка Андрея и Елены Бертолло . Авторы размышляют и задаются вопросами: хозяева ли мы своей жизни или заурядные актёры в чужой пьесе, на бутафорской сцене? Самостоятельно мыслим, действуем или вполне убеждаемы и конформны? И возможно ли вообще современному человеку существовать в обществе и не раствориться в нём без следа?..

Елена, расскажи о вашей выставке. Название выставки – это обращение к кому?

Елена Бертолло: Название выставки «Отдай моё сердце!..» - это цитата из детских страшилок. Ты ведь слышала, наверное, про страшную чёрную руку, или красное пятно на стене, диване… Есть целый пласт детского фольклора, который занимает важное место в развитии человека. У этих страшилок всегда примерно одна и та же структура – сначала запрет и предупреждение о какой-то опасности, затем - нарушение этого запрета и наказание. На мой взгляд, эта схема, этот сценарий очень точно отражает отношения индивидуума с обществом. Общество «натаскивает» своих маленьких членов, вырабатывает «полезные» привычки, ограничивает с помощью всяческих запретов и табу…

Но ведь общество состоит из этих же самых индивидуумов, не так ли? Значит ли это, что мы сами создаём эти табу и запреты?

Всё же есть то, что называется «коллективный разум», который форматирует человека, лишает индивидуальности. И мне интересно, как и по какой причине этот процесс происходит. Как происходит, что человек теряет свою индивидуальность и смешивается с толпой. Толпа это ведь страшная штука, она всё усредняет, превращает людей в серую массу. «Отдай моё сердце!» значит - оставь мне мою индивидуальность, дай мне мою свободу, возможность самостоятельно думать и принимать решения!

Я не призываю быть отшельником. Это нереально. Безусловно, человек существо коллективное, он проявляется, формируется, реализуется, только взаимодействуя с другими людьми. Именно в обществе человек находит себя, свои ценности. Но этот конфликт между индивидуумом и обществом всегда был и есть. И это важный, актуальный и даже болезненный вопрос. И я, как и другие, не знаю на него ответа. Каждый, наверное, должен найти свой ответ. Наверное, здесь важна пропорция. И если ты эту пропорцию нарушаешь, то ты из индивидуума превращаешься в механическое обусловленное существо, общество тебя проглатывает. И наша выставка предлагает задуматься об этом, поразмышлять. Возможно, обращение - «Отдай моё сердце!..» вообще адресовано к самому себе?!

И знаешь, на открытии люди подходили, особенно молодые, и говорили что это им близко, что эти вопросы их волнуют, они тоже так видят, так чувствуют…

В тексте, который сопровождает выставку, ты задаешь такие вопросы: Нужно ли быть деятельным и активным? Так ли важно быть успешным?

Это вопрос уходящий корнями в восточную философию, она мне близка и интересна. Так ли важно быть деятельным и активным, чтобы полно ощущать эту жизнь? Деятельный человек - это всегда насилие. Это всегда борьба, всегда конкуренция, что тоже насилие. Ты не согласна со мной?

Я согласна, что деятельность и активность всегда сопряжена с конкуренцией, но я не рассматриваю это как насилие. Для меня это скорее соревнование. Кто пробежит первый - получает приз.

Пускай соревнуются, конечно, но лично у меня это вызывает неоднозначные ощущения… Ведь тот, кто прибежит первый обязательно причинит боль другому. А отношения между отдельными людьми проецируются на группы, народы и государства. Ещё важно, какими средствами человек идёт к цели. Ведь цель и средства не разделимы.

Елена, расскажи про вашу центральную работу, инсталляцию «Осторожно, хрупко!»

Это работа о социальных сетях, о вреде, который они наносят. Я наблюдаю это на примере близких мне людей. Многие с головой уходят в виртуальное общение, а в реальном мире теряют друзей, семью. Я читала российские и зарубежные исследования о влиянии социальных сетей на поведение и физическое здоровье людей. На самом деле страшная статистика. И мы своей выставкой хотели обозначить такие зоны опасности. Сказать, что надо быть осторожным, бдительным! Конечно, мы не собирались лезть в психологические дебри, мы смотрим на все упомянутые вопросы как художники. Ведь задача художника обозначить проблему, обратить на неё внимание. А если обсуждать узкие художественные проблемы, говорить об искусстве в нашем регионе то, согласись, эта выставка нетипична для нашего региона. В Новосибирске проходит мало выставок современного искусства. Художники в своём большинстве не рассматривают выставку как возможность концептуального высказывания, не пытаются провоцировать зрителя к глубоким размышлениям. Они, в основном, украшают и развлекают. Плюс проблема необразованности зрителя и неразвитости «отрасли» в целом. Когда-то, в начале двухтысячных, в ЦУМе была небольшая галерейка. Там по стенам висели картинки, а под ними аккуратные подписи - «Импрессионизм», «Сюрреализм»… Так ничего, в сущности, и не изменилось, Лена, в головах людей такая же каша!


Но кто, как не мы, должен развивать нашу отрасль? Кто это может сделать для нас?

Появился СЦСИ в Новосибирске, это было в его компетенции - устраивать выставки, популяризировать новосибирское современное искусство, реализовывать образовательные программы и приглашать художников города к сотрудничеству. Так происходит в других городах России, где открылись Центры современного искусства.

Может быть, и нам, художникам, надо самим активнее пропагандировать современное искусство, больше общаться с журналистами, активнее взаимодействовать с чиновниками, занимающимися культурой, руководителями музеев, читать лекции. Это ведь нужно нам, в первую очередь.

В чем-то ты, конечно, права. Но если этим заниматься, то когда же быть художником? Я не считаю, что я не активна. На своём месте я делаю всё, что могу, мне кажется. Но я хочу оставаться художником… Всё – таки, думаю, местные власти должны поддерживать современное искусство. Рано или поздно это случится. Они ведь постоянно, на каждом углу говорят об инновациях! А все «инновации» в области искусства ограничиваются редкими привозными выставками с применением строгой цензуры и сиротским уголком для СЦСИ в Краеведческом музее. Создать нормальные условия для развития и не мешать – мне кажется так. Искусственные стимуляторы, типа моментально срастить науку и искусство в ситуации полного безденежья и неинформированности здесь тоже не помогут. Большому городу нужен настоящий, а не номинальный, Центр современного искусства с серьёзными образовательными программами, прежде всего. Современное искусство учит людей терпимости. А это уже немало. Ведь, почитаешь иной раз отзывы к выставке, страшно становится! Некоторые зрители так сердятся на художников - в асфальт закатать обещают… Серёжу Самойленко незнакомый дедушка этим летом пристрелить обещал «за Родину»… Вот где общественности то обеспокоиться!

Да, я помню, читала отзывы к твоей выставке в Доме ученых. Это, наверное, очень неприятно и обидно?

Скорее неожиданно. Для нас Академгородок был культовым местом, там впервые Филонова выставляли... А так-то мне всё равно, ясно представляю, что делаю. Мнение других людей - оно мне интересно и любопытно, но оно не влияет на моё творчество.

Елена, ты ведь ещё и преподаёшь? Ты общаешься с молодыми художниками, студентами. Какие у них ожидания, как они видят своё будущее в профессии?

Да, я веду курс «техники современного искусства» в художественном училище, рассказываю студентам о современном искусстве. Ситуация в системе образовании грустная. Студентам преподаются базовые навыки рисунка и реалистической живописи, но их не учат тому, как эти навыки творчески применять, они вываливаются из стен училища совершенно не подготовленные к реальной жизни, они ничего не знают о современных процессах в искусстве. И многие совершенно нетворческие. Это только такое идеализированное представление, что вся молодежь свежая, креативная. Красивый миф. И нужно много сил приложить, чтобы их раскачать. Хочется, чтобы хотя бы часть студентов, выйдя за стены училища, делали творческие работы, участвовали в выставках. А большинство пойдут в дизайн, где есть возможность заработать, или уедут поступать в московские, питерские вузы, где художественная жизнь интереснее. Профессия художника вообще перестала быть привлекательной и престижной…

Елена, вернёмся к выставке. Расскажи о технической стороне, как это сделано? Объекты и лайтбоксы замечательно смотрятся. Мне особенно понравился лайтбокс, где кролик-свинка звонит в дверь. Лайтбоксы и арт-объекты отлично бы смотрелись в интерьерах.

Я сейчас страшную вещь скажу – они безупречны! Мы с Андреем любим, чтобы работа была качественно выполнена. Андрей занимается экспозиционным и графическим дизайном, руководит дизайн-мастерской. Поэтому есть понимание о материалах и технологиях, что, конечно, помогает в реализации пластических идей. Вообще было много и ручной, и компьютерной работы - «трудовой» проект.

Куда бы вы хотели, чтобы работы попали после выставки, в частный интерьер или музей? Где вы их видите?

Даже не знаю, что тебе ответить. Сейчас я хочу просто, чтобы выставку посетило как можно больше людей. Чтобы они поразмышляли вместе со мной. К тому же кроме музея или частной коллекции существуют и другие формы жизни для современно искусства, например в каталоге или виртуально… Некоторые работы из проекта будут показаны в декабре на выставке в Омском художественном музее.